Как познакомиться с коучингом в салоне красоты и сделать его своей профессией
Нина Павельева
Наталия Петрушина, Executive&Business coach PCC ICF, член Комитета по партнёрству с обучающими программами ICF Russia Chapter поделилась опытом участия в программе CoPracticum.
— Наталия, как вы познакомились с коучингом?
— Впервые — в кресле салона красоты. Я долго искала для себя инструменты дополнительного образования, в которых бы я хотела развиваться. Мне было важно, чтобы они были связанны с психологией, с развитием человека.
А потом, совершенно случайно и неожиданно, когда мне делали прическу, мастер стала задавать мне различные вопросы. Это были вопросы в формате коучинга. Она спросила, хочу ли я продолжить?
Так состоялась моя первая коуч-сессия в роли клиента. Она была про круг жизненного баланса. Я была удивлена результатом. Эти вопросы — просто взрывали мой мозг: почему я раньше об этом не думала? Мне очень понравился процесс и, естественно, я спросила, что это за метод? Мастер рассказала про коучинг.
Это было летом, а осенью начиналась обучающая программа. Я сходила на открытый мастер-класс, в конце которого записалась на обучение. Удивительно, что я была на таком же мастер-классе раньше, но не отметила его для себя. Видимо, потому что не было личного опыта. Это про то, как наше бессознательное нас ведет.
За год до этого я искала разные инструменты, медитировала и задавала себе вопросы о том, чем же я хочу заниматься. У меня был дневник наблюдений, в который я записывала свои мысли. После одной из медитаций я записала: тренер личного успеха. Я тогда посмеялась над этим. А потом просто стала искать школы. Так начался мой путь.
— В нашей программе вы участвовали четыре сезона. В чем для вас была ценность участия?
— Самая большая ценность была в поддерживающей среде. В ощущении себя в потоке коучинга. В ощущении плеча коллеги рядом. Этим меня коучинг и привлекает. В его основе — среда поддержки, дружественная среда. Конечно, была ценность в практике. Участие в программе укрепило профессиональную уверенность.
Я много работала над развитием своих коучинговых компетенций. Параллельно с участием в CoPracticum я проходила мастерский курс в ICP-центре у Ольги Рыбиной. Программа дала возможность, в том числе, сделать записи сессий для менторинга. Но это не было основным. Самое главное — это все-таки эмоциональная поддержка.
Один в поле не воин. Когда ты один в практике и что-то не получается, или клиентов нет, или ты не выходишь на тот уровень дохода, который себе запланировал. И наступает такая потеря уверенности, когда ты один. А тут есть обмен мнениями с коллегами. Опыт в роли клиента — это очень ценно и помогает практике. Возрастает ощущение ценности самой профессии. Ты понимаешь, как все эти инструменты работают.
— Что еще дало участие в программе в роли клиента?
— Был на тот момент некоторый элемент разочарования, усталости, выгорания. А такие практики помогают не уставать. Я помню на вручении сертификатов в Эриксоновском университете нам подарили блокноты с надписью: «Однажды решившись светить, ты уже не можешь сойти с этого пути». CoPracticum помогает оставаться на этом пути.
Когда ты в роли клиента, ты чувствуешь этот свет, который в тебя направляется. Получается такой приятный замкнутый круг света. Вот эту ценность ты ощущаешь. И потом, понимая, какая ценность есть у тебя, какой источник, тебе хочется делиться. И это происходит естественно. Происходит осознание значимости инструментов профессии на уровне собственных ценностей. И появляется своя история. Я говорю своим клиентам о том, что у меня есть свой коуч, и я с ним также работаю над своими запросами.
— Как наша программа повлияла на ваше профессиональное развитие как коуча?
— Прежде всего, это часы практики и постоянная тренировка компетенций. Здесь нет необходимости искать клиента — он уже есть. Второй момент: я прорабатывала свои запросы в роли клиента. Они были как раз про профессиональный рост.
И еще очень важен профессиональный обмен опытом с коллегами. Порой короткая беседа перерастала во взаимный интерес и обмен информацией. Постоянный коучинговый контракт — это также сильная поддержка профессионального роста. Мой опыт в роли клиента дал мне понимание для чего нужны долгосрочные трансформационные контракты. Почему это могут быть контракты на полгода, на год.
Я коуч про жизненный баланс и уверенность в себе. Но и у меня были страхи. Например, как работать в долгосрочном контракте, как выстраивать процесс. Но благодаря практике стало ясно, как двигаться в потоке с клиентом, как разные запросы служат достижению одной цели. И естественным путем выстроились продажи долгосрочных контрактов.
— Какой совет вы можете дать тем, кто еще задумывается над вопросом, стоит или не стоит участвовать в CoPracticum?
— Участие в такой программе — это must have. Нет такого: участвовать или не участвовать. Это необходимо. Ты выбираешь коуча по часам практики, которые есть у тебя, и получаешь бесценный опыт. Просто нужно сделать шаг и попробовать.
— Кому вы не рекомендуете участвовать в программе?
— Тем, у кого есть излишние ожидания, что обязательно будут записи для менторинга. Здесь мы такие же клиенты. Поэтому есть запросы, которые мы готовы озвучивать под запись, а есть те, которые не готовы.
— Есть ли у вас какие-то рекомендации для коучей как для клиентов?
— Я бы не рекомендовала участвовать тем людям, которые не ценят работу по бартеру. При этом важно помнить, что в жизни мы сами выбираем себе коуча. В практиках есть некоторый элемент лотереи, но есть и возможность замены коуча. Я бы рекомендовала не стесняться замены. Коучинг — это по любви, и должна быть химия. И не нужно против этого идти. И коучу и клиенту важно слушать себя и свои ощущения.
Пока шла подготовка интервью к публикации, Наталия Петрушина получила сертификацию PCC ICF. От имени всего сообщества CoPracticum поздравляем Наталию и желаем ей успехов в профессиональном росте!
Нина Павельева,
коуч ACC, член ICF, руководитель программы CoPracticum
авторизуйтесь