Иляна Агеева
У каждого проекта есть своя история. Программа CoPracticum не исключение. Поэтому мы решили подготовить пару статей, в которых расскажем, почему появился проект, как он развивался, и в чём его польза для коучей русскоязычного пространства.
Чтобы сделать это путешествие максимально интересным и ярким, о программе расскажет Светлана Хоняк, основатель сообщества CoPracticum, коуч лидеров и команд PCC ICF.
Личное знакомство с коучингом
Впервые я зашла в коучинг, как клиент. Это было в 2007 году, тогда я работала в масштабных проектах по реструктуризации бизнеса, по слиянию и поглощению компаний.
Все эти трансформационные проекты требовали серьёзного управленческого фокуса, ведь работа шла с командами. Часто это были новые команды, которые нужно было трансформировать в уже существующий бизнес. Или это были две организации с разными культурами, и нужно было создать через слияние из двух культур третью.
Для этого всегда требовались сверхусилия, ведь это про управление изменениями, тот самый change management.
В программах с нами работали международные консультанты, которые показали коучинговые технологии и как их применять в управлении людьми. Так получилось, что через собственную практику я увидела, как это работает, насколько поддерживает людей и как помогает сконцентрироваться на целях и стратегических фокусах.
После этого опыта я продолжила, как руководитель применять эти навыки в своей ежедневной деятельности, новых проектах. И радовалась, как это помогает усиливать мотивацию и вовлечённость!
Первое открытие: чего не хватает коучам в России
В 2014 году я завершила корпоративную карьеру, чтобы попробовать себя в предпринимательстве. Одним из направлений для самостоятельного бизнеса выбрала коучинг. И теперь я была не только клиентом, но и профессиональным коучем.
Как в любой профессии на старте я стала изучать рынок коучинга. На тот момент я поняла, что возможностей практиковать начинающему коучу не так много. На самом деле это одна из серьезных преград, с которыми может столкнуться новичок в коучинге: ты учишься, в новую профессию нужно инвестировать, а клиентов нет. Это значит, что нет практики. А нет практики — нет клиентов, которые достойно оплачивают твои услуги. Получается такой замкнутый круг.
Тогда я обратила внимание на коучинг равных (peer coaching) — формат парной работы, в котором вы коуч в одной паре, и клиент — в другой, а условием участия является выполнение обязательств в обе стороны. Этот формат мне был ранее известен по менторингу, направлением которым я занималась.
Я стала искать что-то про peer coaching и увидела что, есть международные программы, которые проходят на английском языке. Понятно, что это становится некоторой преградой для русскоговорящих коучей, ведь у нас всё ещё не так много людей говорят (и тем более проводят сессии) на английском.
Правда, на тот момент был проект подобной программы в России в одной из профессиональных ассоциаций коучинга, но из-за организационных вопросов и условий входа этот проект не получил, к сожалению, широкого распространения.
Поэтому я решила, надо сделать программу, в которой будет реализован формат peer coaching для русскоговорящих коучей из разных городов, стран и сообществ. Это был конец 2015 года. К этому моменту я уже вышла на самостоятельную практику, преодолев начальную историю с поиском и нахождением клиентов. При этом я понимала, что вопрос не решен в принципе, и что для других начинающих коучей этот шаг мог оказать большую поддержку в профессии.
Поэтому я поставила себе цель запустить программу коучинговых практик в русскоязычном пространстве.
От слов к делу: с чего начался CoPracticum
Сначала получалось не очень. Нужно понимать, что для партнёров и команды Team Practicum эта программа не является основной. Мы инвестируем свое время, ресурсы и опыт, но для нас этот не тот бизнес, в котором есть прибыльная составляющая. Скорее это наш вклад в то, что мы можем сделать для профессионального коучинга, чтобы помочь людям, которые хотят профессионально заниматься коучингом.
Ведь в своё время и мне, как начинающему коучу, очень много людей помогли, поэтому я лично и вся команда видим в этом для себя ценностные моменты, и таким образом теперь возвращаем другим.
В начале 2016 года я в первый раз предметно обсудила вопрос создания CoPracticum с партнером Екатериной Чистяковой. И мы начали думать, как реализовать и включить в основную деятельность компании. Затем присоединилась коуч Елена Макаренко, как человек с активной позицией, она не могла пропустить эту возможность, и мы втроём начали действовать.
В результате в октябре 2016 года программа CoPracticum стартовала. За полтора года существования программы много было чего интересного: менялась команда проекта, было много проб и ошибок, учились работать с целевой аудиторией коучей, задавали много вопросов и даже получали ответы. Это может быть тема для отдельной статьи. И как всегда бывает в таких стартовых проектах — временами задумывались о том, а нужно ли это кому-то ещё кроме нас.
В октябре 2017 года подвели итоги первого года работы и приняли решение: будем продолжать развивать программу. Есть коучи, которые обратили внимание, увидели ценность и полезность. Мы соединили 136 пар в этот год — это хорошая цифра!
Помимо практики и набора часов в роли коуча, многие отметили в этом формате полезность работы над собственными запросами в роли клиента. И это приближено к настоящим клиентским условиям, что отличает от работы в учебных парах («двойки», тройки").
А что ещё удивительно, в программу пришли не только новички, но и уже практикующие коучи с опытом 100 часов и более.
Есть коучи, которые приходят в программу специально для подготовки к сертификации. Поэтому у каждого участника свой фокус и причины прийти в программу.
Хотите больше узнать про условия участия?
Возможности абонементов подробно описаны здесь. В следующей статье я подробнее расскажу про особенности коучинговых практик CoPracticum и результаты, которые получают коучи, участвуя в программе.
Иляна Агеева,
копирайтер с наклонностями контент-маркетолога, основатель проекта «Персональный автор», пишет для copracticum.com
авторизуйтесь
Ещё умная!