Иляна Агеева
Эта вторая часть интервью со Светланой Хоняк, основателем сообщества CoPracticum, коучем лидеров и команд PCC ICF.
В первой части Светлана рассказала, как пришла в коучинг, и что вдохновило на создание этой программы. Подробнее читайте здесь.
Во второй части интервью речь пойдет о «внутренней кухне» практик peer coaching: в чём преимущества и какие пять фокусов для себя находят участники.
Разница между обычным вариантом практики и программой CoPracticum
Первостепенная задача программы CoPracticum — сделать так, чтобы любой коуч, который начинает вкладывать в себя как профессионала, нашел возможность попрактиковать с равными. Напомню, если перевести на русский язык, peer coaching — это коучинг равных. Такой формат наиболее приближен к клиентской истории.
Дело в том, что, когда коучи проходят обучение в школах, они практикуют в учебных парах или тройках. Это обратный процесс: сегодня я тебе коуч, завтра — ты мне. И в таком двустороннем коучинге они могут находиться долго. Иногда это 3-4 месяца, а иногда продолжают и после завершения обучения. При работе в таком формате в начале обычно они друг друга не знают, поэтому знакомятся в процессе. Но когда практикуют больше месяца, клиентские отношения постепенно стираются. Чаще практикуют для отработки учебных заданий сразу в обе стороны, становится сложно держать границы клиентских отношений. К тому же когда вы работаете над запросами друг друга, все постепенно смешивается. В итоге границы «я коуч» и «я клиент» просто исчезают. В итоге уже не так однозначно, что это полноценная клиентская практика.
Коучинг равных (peer coaching) — это также практика в профессиональной среде коучей, с разницей в том, что в одной паре вы только клиент, в другой — только коуч. И роли у людей не пересекаются на время практики.
В программе CoPracticum получается полноценная клиентская долгосрочная практика. За три месяца сезона коуч может оказать в среднем около 8-10 сессий. Это полноценный пакет, что становится отличным способом для новичков. Нужно учитывать, когда коуч начинает искать клиентов, не у каждого получается провести сразу 10 сессий, обычно, это разовые встречи. Второй плюс, сразу обсуждается с клиентом работа на три месяца. Есть возможность создания долгосрочных отношений, заключения контракта на пакет сессий, проведения промежуточные сессии.
Пять особенностей, которые выделяют программу
На основании обратной связи участников программы и собственных наблюдений мы выделили несколько особенностей:
1. Это долгосрочная практика, максимально приближенная к клиентским условиям.
В сравнении с практикой в парах-тройках в коучинговых школах или с друзьями, родственниками в peer coaching у участников на протяжении трёх месяцев непересекающиеся определённые роли.
Андрей Евдокимов, лайф- и бизнес коуч, лидер направления ICF Russia Chapter (Москва, Россия) сказал о программе: «Спасибо за проект, в котором можно отполировать свои компетенции и попрактиковаться в коучинге с помощью коллег. На мой взгляд, первые 100 платных часов — вызов, в котором взаимодействие с коллегами особенно важно. И для начинающих коучей это реальная поддержка в практике, после которой можно подать на сертификацию в ICF».
2. Возможность получить коуч-сессии для себя.
Вторая особенность программы не сразу очевидна для участников. Обычно приходят за клиентами и часами, потому что практика peer coaching дает платные часы для сертификации. Из-за создания бартерных условий практика относится к платной. Но через несколько недель коучи начинают понимать, насколько важно быть в коучинге самому. Быть клиентом — это важная часть личного и профессионального роста каждого коуча.
Это подтверждает участник программы Наталья Львова, коуч, тренер (Москва, Россия) своим отзывом: «Польза от регулярной и долговременной работы в качестве клиента, помноженная на пользу от практики в качестве коуча. Здорово, что это именно 3 месяца — время, достаточное для существенных изменений».
3. Мы создаем дружелюбную профессиональную среду— сообщество.
Вы практикуете с коучами, равными себе, поэтому даже если что-то не получится, всегда можно запросить обратную связь, обсудить вопросы «за занавесом», поделится успешными тактиками и инструментами. И практиковать с большей смелостью и уверенностью!
Об этом пишет Ирина Мальцева, коуч ICF, ментор, HRD (Нижний Новгород, Россия): «Вижу этот проект, как поддержку в становлении коучей. Это прежде всего про безопасную практику в среде равных, возможность составить план развития и полноценно работать над своими компетенциями. И записывать сессии для менторинга».
4. Не только брать, но и отдавать.
Часто сталкиваемся с тем, что начинающие коучи не оценивают то, что они берут, и то, что они отдают. Программа учит держать этот баланс, ведь коучинг — это про партнёрство, баланс, поддержку и фокус на других.
Иногда коуч обращается c просьбой узнать, почему его партнер по практике не отвечает или когда он понимает, что его партнер вышел на связь за три месяца всего 2-3 раза. И это несмотря на то, что приняты условия участия в программе — договориться со своими партнерами о приемлемом для обеих сторон количестве встреч. Или коучи не дают своевременную обратную связь друг другу, если что-то идет не так, или есть желание прекратить работу и обсудить это.
Такие вопросы возникают в каждом сезоне, и начинающие коучи учатся соблюдать партнерские условия (а этот навык важен в работе и с реальными клиентами).
5. Программа усиливает навыки профессиональной коммуникации, предоставляет нетворкинг.
Мы соединяем коучей из разных городов и стран, разных школ, в программе достаточное и разнообразное количество участников. Каждые три месяца участник получает 2 новых контакта, которые в течение года не повторяются. Редко, когда люди из пары хорошо знакомы друг с другом или уже работали вместе. В такой ситуации они могут попросить замену, чтобы работать с незнакомыми людьми.
Я знаю случаи, когда после таких практик люди начинали общие проекты, взаимодействовали по другим вопросам, устанавливали прочные профессиональные связи и партнерство. Это способствует обмену профессиональным опытом, знаниями, учебными материалами и ссылками. Это отлично обогащает!
Ложка дегтя, без которой не может существовать реальность
На самом деле у меня есть факты, что не всё так волшебно. Случается, когда коуч, работая в программе как клиент, проявляет завышенную требовательность и даже жёсткость к своему партнеру, несмотря на то, что формат работы — коучинг равных (peer coaching). И это пока единственная серьезная причина, когда люди отказываются и просят замену. С одной стороны это вызывает вопросы. С другой — это хорошо, потому что значит, что в программе условия приближены к реальной клиентской практике.
Давайте смотреть правде в глаза: хотя бы раз в жизни коучу нужно столкнуться с тем, что клиент чем-то недоволен, и от него могут отказаться. В программе он может пройти через это с наименьшими для себя последствиями и с поддерживающей обратной связью команды программы. И быть готовым к «взрослой жизни».
Хотите узнать больше про возможности участия в программе? Переходите в этот раздел.
Иляна Агеева,
копирайтер с наклонностями контент-маркетолога, основатель проекта «Персональный автор», пишет для copracticum.com
авторизуйтесь