Марша Рейнолдс
Для понимания того, кто мы есть и каков мир вокруг нас, наши мозги создают системы и правила, которые мы упорно защищаем, не раздумывая.
Невролог Майкл Газзанига утверждает, что мы застряли в нашей системе автоматического мышления и обманываем себя, думая, что действуем сознательно и намеренно. «Наше сознание является лишь верхушкой айсберга из неосознанной обработки», — утверждает он.
Когда кто-нибудь вас спрашивает, почему вы сделали что-то, вы сразу же придумываете соответствующий ситуации ответ, даже если он не имеет смысла. Эти быстрые интерпретации ограничивают мозг в действии, делая людей недальновидными по своей сути.
Для того чтобы помочь людям изменить мышление, вы должны разрушить автоматический процесс их мыслительной обработки. Это лучше всего сделать, бросая вызов их убеждениям, которые создали барьеры и обусловили их страхи, потребности и желания, удерживающие системы на месте. Нужно пробудить силовое поле, которое защищает их чувство реальности, чтобы они начали активно изучать и изменять свои убеждения и поведение.
Людей нужно побуждать неожиданными заявлениями об их поведении и вопросами, которые заставят их остановиться и задуматься о том, что они говорят.
Если вы разобьете их мыслительные стандарты, они будут с удивлением смотреть на вас какое-то время, пока их мозг будет искать логику в том, над чем они размышляют. Затем выброс адреналина может спровоцировать эмоциональную реакцию, что угодно — от нервного смеха до взрыва ярости, прежде чем у них появится понимание. Если в этот момент вы поможете им убедиться в своей правоте, их сознание изменится. Если вы не ускорите этот процесс, то сильное эго может заставить их отступить, чтобы оправдать прежнее поведение.
Зона дискомфорта — это момент неясности, когда люди больше всего открыты к обучению. В этот момент происходит эмоциональная реакция, дающая шансы развить новую перспективу, увидеть новое решение и потенциально вырасти как личность.
Джошуа Филдс Миллбурн и Райн Никодемус, авторы книги «Минимализм: живи полной жизнью», определили этот момент как чувство незащищенности. «Когда вы незащищены, вы больше всего уязвимы. А если вы уязвимы, то происходят радикальные перемены».
Так как в переговорах участвуют эмоции, дискомфорт испытывают оба собеседника. Дискомфорт лидера или коуча второстепенен в данном процессе, и со временем он может совсем исчезнуть. Для ощутимых изменений в мышлении и поведении человека вы должны захотеть изменить его убеждения, интерпретировать его модели, разрушить убежденность в непогрешимости его логики, даже если возникает дискомфорт. Это зона дискомфорта в диалоге.
При таком поведении возможны самые разные реакции. Реакция может быть минимальной, когда собеседник отвечает: «О, да, я понимаю, что вы имеете в виду». В противном случае человек может задохнуться от смущения, а затем попросить время подумать о том, что произошло, особенно если его прежнее поведение было разрушительным, и он этого не осознавал. Люди будут не раз смеяться над собой и даже злиться, не в силах принять правду.
Рассмотрим ваши собственные переживания.
Вы не увидите свое истинное будущее, пока находитесь в неведении, сокрушаясь о былых потерях. Неожиданно вам в голову начнут приходить новые и удивительные решения проблемы, пока вы разбираетесь в деталях. Правда о вашем будущем, казалось, не приходила вам в голову, пока вы сидели в темноте, размышляя о последних переговорах. Глубокие изменения в вашей личной и профессиональной жизни не были вызваны самогенерирующимся озарением. Внезапное решение, удивительная правда и глубокое понимание не оставили вам иного выбора, кроме изменения своего мышления после резкого вопроса и глубокого размышления, инициированного кем-то еще.
По той же причине вы не можете теребить свою душу, вы не можете полностью изучить свои собственные мысли. Ваш мозг будет блокировать и снижать чувствительность вашего добровольного исследования.
Когда кто-то, кому вы доверяете, умело бросит вызов вашим рассуждениям и задаст ошеломляющий вопрос, который разрушит вашу защитную рамку, вашему мозгу придется изменить порядок данных в долговременной памяти. На мгновение прорыв вызывает неловкость.
Вы можете почувствовать гнев или печаль, но затем просто рассмеетесь над тем, что видите... Потом вы все поймете. Должна произойти эмоциональная атака в игре реструктуризации. Собеседник не заметит, что вы манипулируете. Затем станет ясно, как использовать четкую конфронтацию, честную обратную связь и разбивающие стереотипы вопросы, чтобы энергичнее заработал мозг, провоцируя изменения в восприятии, самоощущении и поведении.
В награду вы не только получите хорошие результаты, но и почувствуете глубокое удовлетворение, став свидетелем изменения сознания.
Подробнее о книге Марши Рейнолдс «Зона Дискомфорта. Как лидеры превращают сложные разговоры в достижения» вы сможете узнать здесь.
Марша Рейнолдс (Marcia Reynolds)
коуч MCC ICF, PsyD, тренер, автор работ по применению новых подходов к использованию эмоций для улучшения качества работы и уровня жизни
По материалам статьи «Чем хорош дискомфорт?», Международная Академия Коучинга https://coacha.ru
авторизуйтесь