Анна Лебедева
В процессе обучения коучингу мы в МЭУк спрашиваем учащихся: кто из вас планирует работать с клиентами? Поднимают руки примерно 85-90% аудитории.
Чаще всего это люди, имеющие основную профессию, постоянный доход, но им нравится инструмент, технология, которой мы обучаем, и хочется продолжать применять эти знания.
Затем мы спрашиваем: у кого из вас есть персональный коуч, которому вы оплачиваете услуги? Поднятых рук становится в четыре раза меньше. Это парадокс: мы хотим помогать другим и не всегда готовы пользоваться сами.
Эту статью я хотела бы посвятить теме личного коучинга самого коуча и рассказать о нескольких устойчивых мифах ее сопровождающих.
Коуч с личными проблемами — плохой коуч
Начнем с самого масштабного мифа. Какова фигура коуча в обществе? Это уверенный в себе, успешный, позитивный, хорошо зарабатывающий человек. Он активно отдыхает, ведет здоровый образ жизни, находится в гармоничных отношениях… Подождите, мы по-прежнему имеем в виду нормального живого человека, а не красивую куклу в витрине магазина? Конечно, кукле коуч не понадобится, но и в то, что она сама сможет работать с живыми людьми, верится с трудом.
К сожалению, этот миф мешает не только нашим клиентам адекватно воспринимать коуча, но и блокирует некоторых специалистов, которые держатся за этот образ идеального себя. Мне это напоминает образ языческой богини, чаще великой Матери или великого Отца, у которых нет проблем. Они всем помогут, а им самим помощь не нужна. Этот образ в культуре нашей страны хорошо знаком, вспомним, например, послевоенных матерей, которым нужно было всех накормить и одеть, восстановить страну после войны, не спать, не чувствовать усталости. Мне кажется, этот образ немного устарел. Когда мы отказываемся от части своей внутренней подлинности, мы очень сильно теряем чуткость. Когда человек говорит, что с ним ничего не происходит, отрицает то, что у него внутри, он обесточивает голос своей интуиции.
Тем временем именно работа со своим коучем могла бы помочь этому
человеку встретиться со своими внутренними препятствиями и слепыми
зонами. Когда коуч работает со своим коучем, он может временно
переключиться и припарковать то, что он является поддержкой для
клиентов, их опорой и хорошим слушателем, и обратить взор на себя, свои
насущные потребности. Если коуч знает по себе, насколько сложно бывает
выйти за рамки ограничивающих привычек, встроить в свою жизнь что-то
небольшое, но очень важное, он становится более качественным
профессионалом.
Коуч — сложный клиент
Этот миф влияет, в первую очередь, на тех коучей, которые опасаются брать в работу своих коллег, опасаясь дополнительных сложностей. Конечно, в работе с клиентом-коучем есть свои особенности, но это относится к каждой группе клиентов.
Первая особенность – это привычка коуча задавать вопросы, контролировать процесс: “Ты не про это меня спроси, а про другое, именно этот вопрос я задал бы себе сам”. Клиент будто ограничивает специалиста, которого нанял за свои же деньги.
Вторая особенность - “продвинутость” коуча как клиента. В работе с многими клиентами даже один вопрос «почему для тебя это ценно?» может оказаться очень глубинным, привести к важным инсайтам. Профессионала в коучинге такими вопросами не удивить. При этом уровень осознанности и глубина саморефлексии у опытного коуча очень хорошие, а значит, открыта возможность для важных изменений. Повседневные запросы, “гигиенический уровень” он может проработать сам, а потом приходит к коучу за решительными большими изменениями в жизни - расширением своего потока, созданием семьи, профессиональными амбициями.
Когда у человека есть решимость инвестировать серьезную сумму в изменения и вера в то, что если для его клиентов инструмент работает, то и для него он будет работать, то общение с таким клиентом – благословение для коуча.
Личный коучинг нужен только начинающему специалисту
Я часто встречаюсь с таким подходом: “Я сейчас все свои запросы проработаю и не буду нуждаться в коучинге никогда”. Эти мысли свойственны не только коучам, но и многим нашим клиентам. Нам часто хочется хорошенько взяться за себя и решить все быстро и навсегда. Но когда максимализм новичка немного стихает, мы начинаем понимать, что каждый шаг вперед сопровождают новые открытия о себе и процесс этот бесконечен.
Исследование граней своего очень интересного внутреннего мира является для профессионала настолько же значимым процессом, как и помощь другим людям. То есть исследование себя – для него процесс не менее интересный, чем результаты. Чем лучше ты знаешь, как у тебя внутри все устроено, тем легче задать другому человеку вопрос, который будет его по-настоящему раскрывать, затрагивая много промежуточных личных вопросов по пути.
Работая с коллегами-коучами, которые провели больше 1000 часов коуч-сессий, и чем больше они работают с собственным коучем и психологом, тем замечательнее и точнее они учатся слушать не только внутренние голоса, но и голос своей интуиции. Их вопросы на сессиях становятся по-настоящему проникновенными. Они ценят уровень и качество жизни, ту сенсорную остроту, которая помогает им выполнять свою работу на высоте. Они вдумчиво подбирают целое сообщество людей, которые помогают им стать лучше и проживать свою жизнь наполненней и счастливей. По сравнению с искусственным образом успешного манекена, с которого мы начали, этот образ кажется мне гораздо привлекательнее и человечнее.
Напоследок мне хотелось бы немного поделиться своим опытом работы с коучем, рассказать вам о моей персональной ценности этих отношений. За годы в коучинге я работала с множеством коучей как клиент, иногда это были краткие ознакомительные сессии в рамках международной программы ICF по обмену опытом, а также длительные отношения в десятки сессий. Конечно, значительную роль играет то, “ложится” ли метод работы коуча на твою личную систему ценностей, потому что чем созвучнее мне специалист, тем сильнее у меня мотивация продумывать сильный и мощный контракт на следующую сессию.
Долгосрочный контракт с коучем помогает мне включить позицию внутреннего наблюдателя. С того момента, как мы договорились о количестве сессий, продолжительности наших отношений, я начинаю представлять рядом с собой человека, с которым мы пройдем этот отрезок пути. И на весь период контракта у меня волшебным образом в воображении “включается” фигура коуча. С ним я веду мысленный диалог, продумываю, как буду отбирать тему для работы.
Я соотношу свои действия с шагами, которые я хотела для себя сделать в прошлый раз, что удалось сделать, какие из шагов попали в категорию “скорее тост, нежели запрос” (“так выпьем же за то, чтобы Аня каждый день занималась спортом”), нежели то, что я реально готова, могу, исходя из моего стиля жизни. Три месяца я живу достаточно интенсивно, конечно же, утомляюсь немножко, но результат стоит свеч, потому что этот процесс самонаблюдения – ежедневная мини-медитация. С ее помощью я достигаю того, что на следующую встречу с коучем я принесу очень актуальную и глубинную тему.
Работа с коучем ценна для меня тем, что формирует целую инфраструктуру нового мышления, которое фоново работает на протяжении всего времени между сессиями и даже после завершения контракта. Это очень важный личный и профессиональный опыт.
Успешного вам личного коучинга, дорогие коллеги!
Анна Лебедева,
мастер сертифицированный коуч MCC ICF, PCC Assessor, директор Международного Эриксоновского Университета Коучинга, представительство в России
Источник: erickson.ru
авторизуйтесь