Ирина Бахарева
В детстве часто возникают вопросы, как работает то или иное устройство. Внутреннее любопытство, что и как функционирует —встроенный навык познания окружающей реальности.
Взрослея, мы иногда утрачиваем эту способность: отчасти принимаем какие-то идеи на веру, отчасти отвергаем как лишнее, не вмещающееся в наши представления о реальности. В повседневной жизни пользуемся массой гаджетов, с трудом осознавая их принципы работы.
Иногда даже осваиваем целую профессию (например, коучинг) не осознавая, что и как именно функционирует на физическом уровне, или не составляя системного видения вновь обретенных знаний и навыков. Читать большие объемы литературы, отыскивать первоисточники, сшивать разные взгляды в общее яркое и разнородное полотно оказывается не всегда просто и весьма затратно по времени. Без особенной необходимости инвестировать время в изучение нейрофизиологических основ коучинга я тоже считала нецелесообразным, довольствуясь развитием компетенций. Пока однажды со мной не произошла вот какая история....
Для успеха в жизни нужны связи, крепкие нейронные связи
(шутка нейрофизиологов).
В долгосрочном контракте двигался один замечательный клиент из бизнес-среды. Назовем его — Роман для соблюдения конфиденциальности. Результат радовал, и совместная работа уже подходила к концу. Роману нравилась простота и действенность инструментов, и, получив свой результат, ему захотелось поделиться с одним из своих партнеров технологией коучинга и рекомендовать меня как коуча. И вот, что он рассказал мне об этом опыте позже: «И я решил объяснить, что в сессии происходит, о коучинге вообще. И я же знаю, что это работает. Что уезжая после сессии обязательно произойдет то, на что я рассчитывал. И сам задумался, а как это работает? Вот с точки зрения работы мозга, как? Или коучинг вообще как-то по-другому действует? Я пока рассказывал, понял, что сам плохо понимаю, что к чему».
Объяснение затянулось. Сначала я затронула концепцию триединого мозга, затем перешла к рассказу о диссоциированной позиции восприятия, визуализации, работе подсознания и осознанности. Я старалась быть убедительной, использовала яркие примеры и метафоры. К моему удивлению, чем дальше двигался рассказ с привлечением все новых концептов и идей, тем меньше было понимания в глазах Романа. В результате мы плавно перешли к коучинговому диалогу. А я отпарковала вопрос о нейробиологии коучинга для собственного изучения, осознав, насколько важно разобраться в вопросе поглубже и научиться говорить об этом самыми простыми словами, доступными для каждого. Тот диалог случился полтора года назад.
Вопрос о нейрофизиологическом аспекте коучинга действительно важен. Мы ведем наши сессии с живым человеком, и полезно осознавать, что же происходит сейчас в красивых мозговых извилинах. Какие нейромедиаторы продуцируются при нахождении ресурсной зоны клиента, и как долго будет формироваться новая нейронная сеть, чтобы сделать изменения в жизни клиента устойчивыми? Как воздушные слова-смягчители, сильные открытые продвигающие вопросы, собственное состояние влияет на VIS-À-VIS?
И, как это часто бывает, вопросы, приходящие от взаимодействия с клиентами, оказываются очень важными и расширяющими. Они как будто маркируют, где находится сундук с золотом и самоцветами. Где зарыт тот самый клад, который будет следующим шагом на пути мастерства. В процессе создания системного видения открылись три важных способа применения знаний о нейрофизиологии коучинга на практике:
- Умение легко и быстро объяснять не только, что такое коучинг, но и как он работает для особенно детальных, с мотивацией от и недоверчивых клиентов.
- Упрощение работы с состояниями клиента и своими собственными.
- Профессиональное расширение в компетенциях, особенно: коуч-позиция, глубинное слушание, раппорт, управление прогрессом и ответственностью и создание осознанности.
Особенно ценно, что через такого рода знание растут компетенции, а значит качество коучинга и удовлетворенность клиента. И мы можем быть бОльшим вкладом в коучИ и всех тех людей, которые соприкасаются с нами в профессиональном и личном плане.
Хочу поделиться одним из примеров использования нейробиологических исследований работы мозга непосредственно связанным с коуч-позицией и отсутствием внутреннего диалога в коуче при работе с клиентом. Исследования Нормана Фарба в 2007 году показали, что существует 2 варианта восприятия действительности: через нарративный контур нейронов и через сеть непосредственного восприятия.
Первый связан с использованием смысловых фильтров при получении информации из окружающего мира. Например, вспомните, как вы сидели на какой-нибудь скучной лекции или семинаре и думали о своих домашних делах или задачах на работе. Вряд ли в такой момент, вы воспринимали слова лектора или замечали, как выглядит сосед справа, как реагируют другие участники на происходящее. Вы были мысленно в прошлом или в будущем, в размышлениях о себе. В работе этого контура нет ничего плохого. Но он значительно сужает возможность воспринять что-то новое, осознать, что происходит вокруг прямо сейчас.
Чтобы понять, как работает второй вариант — контур непосредственного восприятия, сделайте небольшое упражнение. Выберите любой канал восприятия, прямо во время чтения. Например, кинестетический. Сосредоточьтесь на тактильных ощущениях. Что ощущает ваше тело? Пройдите вниманием от кончиков пальцев ног до макушки головы, обратитесь к ладоням, что они ощущают? Сосредоточьтесь на позе, в которой вы находитесь, что замечаете? Посвятите этому 10-15 секунд, а затем вернитесь к чтению.
Интересно, что скорее всего, за время упражнения вы несколько раз мысленно отвлеклись. Это связано с тем, что нарративная сеть используется гораздо чаще. При этом сеть непосредственного восприятия и нарративная не могут работать вместе. Этот принцип инверсной связи вы может заметить и в работе неокортекса, и лимбической системы. И, если посмотреть теперь на коуч-позицию, становится очевидным, как можно развивать свою способность присутствовать в здесь и сейчас и использовать в своей ежедневной работе.
Подробнее с другими актуальными исследованиями мозга, их связи с компетенциями, способами применения в практике и повседневной жизни будем знакомиться 7 апреля на вебинаре в программе CoPracticum. Ваше участие сделает диалог живым, более прицельным и актуальным именно для вас.
Ирина Бахарева,
PCC ICF, коуч руководителей и команд, бизнес-тренер, эксперт по soft skills
авторизуйтесь