Дарья Никушина
Работая с клиентами и слушая сессии других коучей, я часто замечаю, что вроде бы знаем о границах ответственности, но не всегда их соблюдаем. Не потому, что мы «плохие» коучи. А скорее потому, что оказание профессиональной помощи — это тоже компетенция.
Для прояснения границ помощи я обратилась к опыту известного немецкого психотерапевта, основателя метода «новые семейные расстановки» — Берта Хеллингера.
Он рассматривает помощь в психологии, как взаимодействие равных людей, соблюдающих баланс «давать-брать». В своей книге «Порядки помощи» Берт рассказал о порядках и непорядках помощи. Несмотря на то, что коучинг и психология — это разные методы, я нашла очень полезными такие «правила помощи» и делюсь ими.
Бывало ли у вас, что так хочется помочь клиенту, что используешь и тот метод, и этот, и время уже заканчивается, но я не сдаюсь и «доведу» клиента до результата! Или задавая вопросы на высоких логических уровнях вас охватывает желание спросить еще и еще? Ведь вот оно уже осознание! Но запрашивал ли эту помощь клиент? И готов ли он продвигаться так далеко? Где же та самая грань между выходом за рамки привычных шаблонов и «причинением добра»?
Берт Хеллингер такие проявления называет непорядком помощи. Порядок в этом случае заключается в следующем: оказывать помощь только по запросу самого клиента, иметь желание и ресурсы/инструменты эту помощь дать. Те же правила относятся и к помощи, которую оказывают нам. Для соблюдения баланса «брать-давать» важно принимать только ту помощь, в которой действительно нуждаешься.
А вот еще одна история. Клиент приходит с запросом или жизненной ситуацией, которую терапевту самому сложно перенести. Терапевт так начинает переживать за клиента, что клиент это чувствует. Хотя для самого человека ситуация может казаться совсем не такой уж страшной. Но видя, как переживает терапевт, клиент начинает утешать его или старается сделать ситуацию лучше. Помощник и тот, кому помогают, меняются местами. Это снова непорядок. В коучинге такие ситуации происходят реже, но все же бывают. Задача терапевта, как, впрочем, и коуча, поддерживать клиента настолько, насколько позволяют обстоятельства. Не принимать близко к сердцу ситуацию клиента. Ведь в конечном счете, мы для коучИ инструмент, с помощью которого он решает свой запрос.
С самого детства первыми нашими помощниками становятся родители. Детям невозможно выжить без опеки. Даже будучи взрослыми, каждый из нас не застрахован от желания обрести такого помощника-родителя, который решит за нас тот или иной вопрос. Неудивительно, что клиенты, обращаясь за помощью, также интуитивно могут искать «избавителя» или «доброго волшебника». Ведь сами они уже попробовали решить эту задачу. Несмотря на то, что в этическом кодексе четко прописаны границы ответственности, наше Эго может затянуть нас в ловушку «родительства». Если мы берем на себя эту роль, то лишаем клиента возможности найти собственный путь, делаем за него его работу. Третьим порядком помощи будет: работать из позиции «Взрослый-Взрослый» и дать возможность клиенту самому справиться с ситуацией.
Берт Хеллингер в четвертом порядке помощи предлагает обращать внимание не только на личность клиента, но и смотреть на всю систему клиента. Это, пожалуй, стоит пояснить. В методе расстановок рассматривается сам человек и весь его род, включая дальних родственников. Применительно к коучингу, на мой взгляд, этот принцип схож с проверкой экологии запроса. Как этот запрос соотносится с другими сферами жизни клиента? Как он связан с системами, в которых живет клиент: семья, работа, сообщества, государства и т.д.
Еще одна часто встречающаяся ситуация, когда клиент начинает жаловаться на кого-то или что-то. В этот момент коуч может попытаться сразу спросить: а что ты хочешь вместо этого? Важно понимать, что объект жалоб — это важная персона/часть жизни клиента. Хеллингер отмечает, что попытка увести клиента от жалоб направлена на внутреннюю рассогласованность. И если не уделить внимания той части картины мира клиента, где есть жалоба, то какая-то часть психической энергии клиента снова и снова будет к ней возвращаться. Порядком в такой ситуации будет проявление любви к человеку, такому, какой он есть. Даже если он не похож на тебя. Помощь с прицелом на примирение — это дать в своем сердце место человеку/обстоятельству, на которое жалуется клиент. Это не значит, что необходимо всю сессию посвятить жалобам. Но дать клиенту возможность «выгрузиться», рассказать о том, что его волнует и показать тем самым принятие.
Каждый из нас стремится к тому, чтобы быть профессиональным коучем и демонстрировать высокие стандарты профессии. Это создает определенное давление и может стать трудно позволить себе совершить ошибку. Но на мой взгляд, важно уметь снять с себя «белое пальто» и увидеть свои стратегии работы с клиентами. Ведь именно так мы и растем. Порядки помощи помогают взглянуть на работу коуча со стороны, почувствовать некоторые опорные точки в границах ответственности коуча и клиента.
Дарья Никушина,
коуч ACC ICF, карьерный консультант
авторизуйтесь